ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА ПРИМЕРЕ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В ЛЕКЦИИ «БАЗОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ МАНИПУЛИРОВАНИЯ ДАННЫМИ»
##plugins.themes.bootstrap3.article.sidebar##
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Представлены педагогические возможности внедрения интерактивных форм и методов обучения на примере лекции «Базовые механизмы манипулирования данными», читаемой в курсе «Базы данных». Рассмотрена методика применения интерактивной формы «работа в командах», а также комплексного сочетания следующих интерактивных методов: деловые игры «Конгресс археологов» и «Активное структурирование»; мини-проект с элементами мозгового штурма; метод проектов «Командное реконструирование модели»; методы дискуссий «Кейс-метод» и «Вверх ногами»; круглый стол. Определяется направленность интерактивного обучения на формирование универсальных, базовых профессиональных, специализированных компетенций студентов, повышение их собственной активности студентов, их мотивации к самостоятельной познавательной деятельности.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
И. Б. БУРАЧЕНОК, Полоцкий государственный университет
канд. техн. наук
А. П. МАТЕЛЕНОК, Полоцкий государственный университет
канд. пед. наук
В. С. ВАКУЛЬЧИК, Полоцкий государственный университет
канд. пед. наук
Библиографические ссылки
Makarov, A.V. (2018). Innovacionnye obrazovatel'nye sistemy v vysshej shkole: problemy kachestvennogo razvitiya [Innovative educational systems in higher education: problems of qualitative development]. Vyshejshaya shkola [High school], (2), 15–18. (In Russ., abstr. in Engl.).
Ibragimova, E.M. (2013). O formah i metodah interaktivnogo obucheniya v vysshej shkole [On the forms and methods of interactive learning in higher education]. In G.I. Ibragimova (Еds.) Didaktika pro-fessional'noj shkoly [Didactics of professional school], (62–68). Kazan: Danis. (In Russ.).
Antonets, V.N. (2000). Delovyye igry i igrovyye uprazhneniya v podgotovke i perepodgotovke inzhenerov-stroiteley [Business games and game exercises in the training and retraining of civil engineers]. Habarovsk: Khabarovsk Technical University. (In Russ.).
Makarov, A.V., Perfil'yev, Yu.S. & Fedin, V.T. (2009). Standarty vysshego obrazovaniya novogo pokoleniya: sravnitel'nyy analiz [On the forms and methods of interactive learning in higher education]. Minsk: RIVSH. (In Russ.).
Churakova, O.V. (2002). Klyuchevyye kompetentsii kak rezul'tat obshchego obrazovaniya. Metod proyektov v obrazovatel'nom protsesse [Key competencies as a result of general education. Method of projects in the educational process]. Didakticheskiye materialy dlya obucheniya pedagogov [Didactic materials for teaching teachers]. Vyp. 1: Kompetentnost-no-oriyentirovannyy podkhod k obrazovaniyu: obrazovatel'nyye tekhnologii [Competence-based approach to education: educational technologies (Iss. 1)]. Samara: Profi. (In Russ.).
Smirnova, G.I. (2014). Proyektirovaniye modul'noy programmy kompetentnostnogo obucheniya studentov tekhnicheskikh vuzov [Designing a modular program of competence-based training for students of technical universities]. Vyssheye obrazovaniye segodnya [Higher education today], (1), 44–49. (In Russ., abstr. in Engl.).
Filipenko, O.V. (2016). K probleme realizatsii produktivnogo tipa obucheniya na zanyatiyakh po matematike [On the problem of implementing a productive type of teaching in the classroom in mathematics]. Matematyka [Mathematics], (5), 24–31. (In Russ., abstr. in Engl.).
Khatskevich, G.A. (2008). Effektivnyye metody v obuchenii studentov i uchashchikhsya [Effective methods in teaching students and students]. Innovatsionnyye obrazovatel'nyye tekhnologii [Innovative educational technology], (1), 54–58. (In Russ., abstr. in Engl.).
Choshanov, M.A. (2011). Inzheneriya tekhnologiy [Technology Engineering]. Moscow: BINOM. Laboratoriya znaniy. (In Russ.).
Shchurkova, N.Ye. (2005). Pedagogicheskaya tekhnologiya [Pedagogical technology]. Moscow: Pedagogicheskoye obshchestvo Rossii. (In Russ.).
Slavin, К.E. (1988). The cooperative revolution in education. The еdukation digest, 54, 22–24.
Slavin, К.E. (1988). Cooperative Learning and Students Achievement. Educational Leadership, 46, 31–33.
Proshina, A.N. (2013). Ispol'zovaniye interaktivnykh tekhnologiy v vysshey shkole kak usloviye intensifikatsii obrazovatel'nogo protsessa [The use of interactive technologies in higher education as a condition for the intensification of the educational process]. Trudy S.-Peterburgskogo gosudarstvennogo universitetata kul'tury i iskusstv [Proceedings of the St. Petersburg State University of Culture and Arts], Vyp. 1, (200), 287–296. (In Russ.).
Rabtsevich, A.A. & Kurbangaleyeva, A.A. (2014). Ispol'zovaniye «mozgovogo shturma» kak formy delovoy igry [The use of “brainstorming” as a form of business game]. Molodoy uchenyy [Young scientist], 5(64), 556–558. (In Russ., abstr. in Engl.).
Sizykh, T.V. (2011). Delovaya igra kak sposob razvitiya sotsial'noy kompetentnosti obuchayushchikhsya [Business game as a way to develop the social competence of students]. Pedagogika: traditsii i innovatsii : materialy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii, Chelyabinsk, oktyabr' 2011 g. Т. I [Pedagogy: traditions and innovations: materials of the international. scientific conf., Chelyabinsk, October 2011. Т. I], 151–153. Chelyabinsk: Dva komsomol'tsa. (In Russ.). https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1048/
Yevplova, Ye.V. & Tuber, I.I. (2015). Metodika prepodavaniya ekonomicheskikh distsiplin [Methods of teaching economic disciplines]. Chelyabinsk: South Ural State Technical College. (In Russ.).
Matelenok, A.P. (2019). Metodicheskiye aspekty interaktivnogo vzaimodeystviya studentov i prepodavatelya na osnove UMK novogo pokoleniya [Methodological aspects of interactive interaction between students and teachers based on the teaching materials of the new generation]. Vestnik MGIRO [Bulletin of MGIRO], 3(39), 16–20. (In Russ., abstr. in Engl.).
Vakul'chik, V.S. & Matelenok, A.P. (2018). UMK kak sredstvo formirovaniya poznavatel'noy samostoyatel'nosti v kontekste kompetentnostnoy modeli podgotovki vypusknika vuza [Teaching materials as a means of forming cognitive independence in the context of the competence model of training a university graduate]. Vestnik SPGUTD [Bulletin of SPGUTD], (2), 90–98. (In Russ., abstr. in Engl.).
Рекомендуемые статьи автора (авторов)
- А. П. МАТЕЛЁНОК, В. С. ВАКУЛЬЧИК, ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НА МЕТОДОЛОГИЧЕСКОМ УРОВНЕ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 7 (2019)
- А. П. МАТЕЛЁНОК, В. С. ВАКУЛЬЧИК, ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ: ПРОБЛЕМЫ, СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 7 (2020)
- А. П. МАТЕЛЕНОК, И. В. БУРАЯ, Е. В. МОЛОТОК, В. С. ВАКУЛЬЧИК, М. Г. ИВАНОВ, РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ МАТЕМАТИКИ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 2 (2023)
- В. С. ВАКУЛЬЧИК, А. П. МАТЕЛЁНОК, НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ УРОВНЕ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 15 (2018)
- В. С. ВАКУЛЬЧИК, А. П. МАТЕЛЕНОК, НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ КАК КОМПОНЕНТА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА (ВШИРОКОМ СМЫСЛЕ) ДЛЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 7 (2017)
- А. П. МАТЕЛЁНОК, ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ КАК КОМПОНЕНТА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА (в широком смысле), Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 7 (2016)