РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ МАТЕМАТИКИ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

А. П. МАТЕЛЕНОК
И. В. БУРАЯ
Е. В. МОЛОТОК
В. С. ВАКУЛЬЧИК
М. Г. ИВАНОВ

Аннотация

Представлены содержательный и методологический аспекты реализации междисциплинарной интеграции математики и специальных дисциплин, входящих в модули «Моделирование и проектирование нефтеперерабатывающих производств (специальная подготовка)» и «Технология переработки нефти газа», учебного плана специальности «Химическая технология переработки природных энергоносителей и углеродных материалов». Приведенная методика направлена на формирование необходимых профессиональных компетенций будущего инженера-технолога. Выделена основная методическая форма реализации междисциплинарной интеграции: интегрированный модуль (ИМ), объединяющий наиболее близкие по содержанию и пересечению формируемых компетенций дисциплины. Названы педагогические требования для проектирования ИМ. Показано, что успешное осуществление каждого спроектированного ИМ возможно при решении организационно-управленческих задач: методологической; содержательной; организационной. Раскрыта сущность названных задач. Рассмотрены конкретные примеры методики включения ИМ в образовательный процесс.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
МАТЕЛЕНОК, А. П., БУРАЯ, И. В., МОЛОТОК, Е. В., ВАКУЛЬЧИК, В. С., & ИВАНОВ, М. Г. (2023). РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ МАТЕМАТИКИ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ. Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки, (2), 12-18. https://doi.org/10.52928/2070-1640-2023-40-2-12-18
Выпуск
Раздел
Педагогика
Биографии авторов

А. П. МАТЕЛЕНОК, Полоцкий государственный университет имени Евфросинии Полоцкой

канд. пед. наук, доц.

И. В. БУРАЯ, Полоцкий государственный университет имени Евфросинии Полоцкой

канд. пед. наук

Е. В. МОЛОТОК, Полоцкий государственный университет имени Евфросинии Полоцкой

канд. хим. наук, доц.

В. С. ВАКУЛЬЧИК, Полоцкий государственный университет имени Евфросинии Полоцкой

канд. пед. наук, доц.

М. Г. ИВАНОВ, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург

д-р хим. наук, доц.

Библиографические ссылки

Мателенок А.П. Элементы эвристического обучения математике в компонентах УМК нового поколения // Матэматыка. – 2019. – № 6. – С. 45–52.

Вакульчик В.С., Мателенок А.П. Метод построения частных алгоритмов как методический прием реализации когнитивно-визуального подхода в обучении математике студентов технических специальностей // Science and Education a New Dimension. Pedagogy and Psychology. – 2015. – № III(22), Iss. 45. – С. 18–23.

Мателенок А.П. Научно-методические основы разработки и использования учебно-методического комплекса по математике для студентов технических специальностей (на примере специальностей «Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов», «Системы водного хозяйства и теплогазоснабжения»): автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Бел. гос. ун-т. – М., 2020. – 29 с.

Арутюнян Р.В. Установка междисциплинарных и межпредметных связей профессиональной дисциплины как составляющая междисциплинарная интеграция (на примере подготовки бакалавров-связистов) [Электронный ресурс] // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. – № 2. – С. 229–232 – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ustanovka-mezhdistsiplinarnyh-i-mezhpredmetnyh-svyazey-professionalnoy-distsipliny-kak-sostavlyayuschaya-mezhdistsiplinarnaya (дата обращения: 21.08.2023).

Brovka N., Medvedev D. Factors and Didactic Characteristics that Determ in e the Information and Educational Environmen to the University [Электронный ресурс] // Proceedings of the 4th International Conference on Informatization of Education and E-learning Methodology: Digital Technologies in Education (IEELM-DTE 2020), Krasnoyarsk, Russia, October 6–9, 2020. – Р. 103–110. – URL: https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85097898033&origin=inward&txGid=l708924le5639fe3faec9df4ac5612e.

Бушмакина Ю.В. Междисциплинарный подход в современном историческом знании [Электронный ресурс] // Вестн. ПГГПУ. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. – 2017. – № 2. – С. 7–20. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdistsiplinarnyy-podhod-v-sovremennom-istoricheskom-znanii (дата обращения: 21.08.2023).

Жук О.Л. Междисциплинарная интеграция на основе принципов устойчивого развития как условие повышения качества профессиональной подготовки студентов // Весн. БДУ. Сер. 4: Філалогія. Журналістыка. Педагогіка. – 2014. – № 3. – С. 64–70.

Кондратьев В.В., Иванов В.Г. Подготовка преподавателей к обучению будущих инженеров на основе междисциплинарного подхода // Инженерное образование: журнал АИОР. – 2016. – № 20. – С. 199–206.

Поршнева О.С. Становление междисциплинарной парадигмы исторического знания, ее возможности и ограничения // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Сер. История, филология. – 2013. – Т. 12. № 1. – С. 84–91.

Савина А.К. Междисциплинарные научно-педагогические исследования в современной Польше: реальность и риски [Электронный ресурс] // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2018. – № 1(46). – С. 44–59. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdistsiplinarnye-nauchno-pedagogicheskie-issledovaniya-v-sovremennoy-polshe-realnost-i-riski (дата обращения: 21.08.2023).

Шестакова Л.А. Междисциплинарная интеграция как методологическая основа современного образовательного процесса [Электронный ресурс] // Образовательные ресурсы и технологии. – 2013. – № 1(2) – C. 47–52. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdistsiplinarnaya-integratsiya-kak-metodologicheskaya-osnova-sovremennogo-obrazovatelnogo-protsessa (дата обращения: 21.08.2023).

Бурая И.В. Опыт реализации компетентностно-модульного подхода в подготовке инженеров-химиков-технологов для нефтеперерабатывающей промышленности / И.В. Бурая // Выш. шк. – 2015. – № 6. – С. 8–12.

Мателенок А.П., Вакульчик В.С. Междисциплинарная интеграция как основа обучения математике студентов технических специальностей // Изв. РГПУ им. А.И. Герцена. – 2022. – № 206. – C. 167–180. DOI: 10.33910/1992-6464-2022-206-167-183.

Вакульчик В.С., Мателенок А.П. Разработка и реализация УМК в обучении математике студентов технических специальностей с позиций полипарадигмального подхода // Актуальные проблемы преподавания математики в техническом вузе. – 2019. – № 7. – С. 64–68.

Методические указания к курсовой работе по дисциплине «Информационные технологии в отрасли» для студентов очной и заочной форм обучения специальности 1-48 01 03 «Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов» / сост. и общ. ред. А.А. Ермака. – Новополоцк: ПГУ, 2015. – 84 с.